Посетите фирменный магазин "Умница" в ТРЦ "Тивали" по адресу г. Минск, ул. Притыцкого, д. 29, 3 этаж, павильон № 328 (ст. м. Спортивная)
Акция!!! Скидка 5%* при покупке в магазине "Умница" в ТРЦ "Тивали"!!!
анти при

Как научить ребенка пересказывать?

 

как научить ребёнка пересказыватьКаждому хочется, чтобы его ребенок вырос умным, интересным, красноречивым человеком. Всем понятно, что от умения красиво, правильно, логично и убедительно излагать свои мысли во многом зависит успех в профессиональной деятельности и комфорт в межличностном общении. Но мало кто догадывается, что эффективнейшим инструментом формирования связной устной речи является обыкновенный пересказ – тот самый, который, как кажется, во все времена входил в перечень умений школьника. И еще меньше взрослых знают, что учить пересказу нужно с той самой поры, как малыш начал говорить фразами и предложениями.

Все методики раннего развития сходятся в том, что чем раньше ребенок овладеет искусством пересказа, тем быстрее будет развиваться его интеллект, тем легче ему будут даваться в школе все без исключения дисциплины, тем проще он будет находить контакт с разными людьми. Так, методика Домана-Маниченко предполагает не только ранее чтение и говорение, но и раннее обучение пересказу. А как иначе? Ведь результат хорошего владения пересказом полностью созвучен задачам, которые ставят перед собой и своими учениками авторы методики – формирование интеллектуально и творчески развитой личности.

Пересказ – панацея от неуспешности?

комплект книжная разминкаКак ни странно, но в некотором смысле это так. Объяснения этому нужно искать в самом определении понятия «пересказ»: это выразительное связное воспроизведение ребенком прослушанного или прочитанного самостоятельно текста. Важно понимать, что это не дословное повторение авторского повествования, это не рассказ наизусть с механическим зазубриванием материала. Это творческая интерпретация текста с сохранением содержания, сюжетной последовательности и лексической стилистики автора. То есть, с одной стороны, это довольно строгие рамки, поставленные автором, с другой – творческий подход, заключающийся в умении сказать то же самое, но своими словами.

Причем здесь успешность/неуспешность? А при том, что мастерство пересказа подразумевает наличие и развитие всех важных интеллектуальных умений, необходимых всегда и везде на протяжении жизни: памяти, внимания, способности анализировать и делать выводы, логического и абстрактного мышления.

Пересказ – это эффективный рычаг развития речи: изначально устной, а потом и письменной. Это расширение словарного запаса, развитие грамматического строя языка, формирование индивидуального стиля речи и способности чувствовать и повторять, имитировать чужую стилистику изложения.

Пересказ тренирует у ребенка правильное звукопроизношение, знакомит со структурой предложений, формирует уместное в разных случаях интонирование.

Это мощный толчок к развитию воображения, фантазии, способности создавать собственные творческие работы: начиная от школьных изложений и сочинений, деловых докладов и коммерческих предложений и заканчивая полноценными литературными произведениями.

В сумме все эти качества, формируемые пересказом, и становятся одной из сторон успешного ученика, студента, специалиста и просто умного современного человека, идущего в ногу со временем.

Несколько рекомендаций по обучению пересказу

Книжная разминка часть 2Главный объект пересказа – это текст. По жанру это должно быть прозаическое произведение: сказка или рассказ. От правильности выбора текста во многом зависит успех обучения. Он должен обладать такими характеристиками:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • небольшой объем;
  • простота языка;
  • занимательность сюжета;
  • четкая структура;
  • хронологическая последовательность событий;
  • яркие характеры персонажей;
  • наличие иллюстраций.

Вначале это должен быть не пересказ, а просто рассказ малыша о чем-то близком ему, например, о любимой игрушке. Он должен включать в себя описание её внешнего вида и важных особенностей. Взрослый помогает ребенку с помощью вопросов: «Что это? Кто это? Какого размера, цвета? Как зовут? Почему ты её любишь?» Такой рассказ станет отличной подготовкой к пересказу чужого текста.

На втором этапе для пересказа предлагается знакомое ребенку небольшое по объему произведение.

И только потом начинается обучение пересказу незнакомых сюжетных произведений с обязательным предварительным анализом прочитанного.

Традиционные методики дошкольного воспитания дают родителям ряд полезных советов по методам и приемам обучения пересказу. Многие из них используются и в методиках раннего развития:

  • внимательное чтение текста взрослым или ребенком;
  • обязательное рассматривание и комментирование иллюстраций к тексту;
  • анализ содержания текста с помощью беседы со взрослым, задающим вопросы;
  • выслушивание пересказа ребенка с наводящими вопросами взрослого в случае затруднения.

Такая методическая основа обучения пересказу используется и в методике Домана-Маниченко и в комплектах «Книжная разминка», задачей которых является совершенствование навыка чтения, увеличение его скорости при высоком уровне осознанности прочитанного.

«Книжная разминка» для самых маленьких

содержание комплекта книжная разминкаНесомненно, что труднее всего пересказ дается самым юным читателям. Чаще всего это малыши от трёх лет. Поэтому компания «Умница» рекомендует начать пересказывать: мозг находится на пике своих возможностей. Этим нужно воспользоваться!

Первые шаги в пересказе делаются в рамках курса «Книжная разминка. Часть 1». В состав комплекта входят 8 книжек-вертушек и 9 книжек-игрушек.

«Вертушки» позволяют малышу самостоятельно составлять словосочетания и предложения, заменять одни слова другими и наблюдать, как меняется от этого смысл предложения. Отличное упражнение для понимания роли слова в тексте!

Книжки-игрушки – это уже серьезный лингвистический тренажер. Ведь ребенок знакомится с принципами русского формо- и словообразования, меняя с помощью окончаний форму прилагательных или образуя новые слова с помощью суффиксов, приставок или создания сложных слов.

Все эти упражнения и игровые задания приводят к тому, что ребенок может прочитать небольшой текст, соотнести его с иллюстрацией, осознать прочитанное и пересказать этот текст. Постепенно формируется способность к беглому чтению и пересказу без затруднений. На очереди комплект «Книжная разминка. Часть 2»!

Взрослые не должны недооценивать значение пересказа для ребенка. Это умение – важный инструмент формирования личности, интеллекутальной и творческой.

 

анти при
Карта рассрочки Халва от МТБанка
Яндекс.Метрика